Пивоваренная компания Oasis и международная корпорация «САН ИнБев» мирно урегулировали спор вокруг использования первого дизайна «Жигулевское оригинальное», которое с осени 2012 года выпускается и в Украине.
Стороны подписали мировое соглашение, согласно которому истец отказался от взыскания с конкурента более $60 млн. Взамен «САН ИнБев» согласилась изменить дизайн этикетки в России и за рубежом. Теперь Oasis готовит иски к другим производителям.
5 марта Арбитражный суд Московской области одобрил подписание мирового соглашения между «САН ИнБев» и Oasis Евгения Каспера и Александра Лифшица. Согласно документу, «САН ИнБев» обязуется прекратить производство пива «Жигулевское оригинальное» в нынешнем дизайне в России и за ее пределами.
Кроме того, компания отзовет свое пиво из точек продажи и уничтожит все запасы банок и этикеток «Жигулевского». Взамен Oasis откажется от финансовых претензий. Совладелец Oasis Евгений Кашпер от комментариев вчера отказался. В «САН ИнБев» подтвердили факт подписания соглашения, отметив, что «вопрос был решен при полном соблюдении взаимных интересов сторон».
В ноябре прошлого года Oasis обратилась в суд с претензиями относительно измененного дизайна упаковки «Жигулевского», потребовав не только запретить продажу этого пива, но и взыскать с «САН ИнБев» 2 млрд руб. ($63,2 млн) в качестве компенсации. По мнению Oasis, этикетка стала схожей до степени смешения с дизайном упаковки их популярной марки «Жигули».
«Жигули» — флагманский бренд Oasis в России и Украине. Согласно данным Nielsen, в июле 2012 года в центральном регионе России марка занимала четвертое место по продажам в рознице с долей 4,5% в натуральном выражении. В Украине это пиво выпускает принадлежащая компании «Перша приватна броварня».
Доля «Жигулей» в семи крупнейших украинских городах составляла 1,5% (19-е место). Доля «Жигулевского оригинального» в РФ в июле прошлого года — 0,6%. В Украине после начала производства в ноябре прошлого года доля выросла до 0,5%, отмечают участники рынка.
С 1 апреля «САН ИнБев» сменит дизайн бренда на тот, который признан не схожим с «Жигулями», отмечает господин Кашпер. «Компания приняла решение разработать обновленный дизайн этикетки, который обеспечит аутентичный вид продукта и позволит потребителям безошибочно выделять продукцию «САН ИнБев» в ряду аналогичных товаров»,— сообщили вчера в пресс-службе компании.
Эксперты считают, что в решении спора Oasis помогло то, что компания предъявляла претензии не к самому бренду «Жигулевское», а к цвету и дизайну этикетки. «Жигулевское» — это бренд, вошедший во всеобщее употребление, он может производиться разными заводами», отмечает старший партнер компании Baker & McKenzie Евгений Ариевич.
«После того как завод «Жигулевское пиво» в 1992 году попытался зарегистрировать «Жигулевское» как собственный бренд, палата по патентным спорам РФ признала торговую марку не подлежащей регистрации, так как это пиво выпускало более 200 заводов на постсоветском пространстве. А бренд «Жигули» и его графическое изображение зарегистрированы», отмечает господин Ариевич.
Не имея возможности отстоять бренд «Жигулевское», Oasis пытается отсудить его цветовое решение и узнаваемые элементы дизайна. В России компания готовит аналогичные иски еще к нескольким производителям. «Есть еще пара производителей, использующих схожие недобросовестные методы конкуренции. Мы ведем с ними переговоры»,— признает господин Кашпер. «Жигулевское» в Украине также производят «Оболонь», «Эфес Украина» и небольшие частные пивоварни.
«Защита «Жигулей» касается лишь внешних атрибутов этикетки, а значит — достаточно не повторять их»,— считает заместитель маркетингового директора «Оболони» Максим Кушнир. Директор по корпоративным коммуникациям «Эфес Украина» Валентин Бойницкий отмечает, что в их компанию никаких претензий пока не поступало. «В Украине сейчас производится 15-20 «Жигулевских», большинство из которых имеют схожий дизайн. Судиться со всеми вряд ли имеет смысл»,— добавляет он.