Ресурс Onliner.by опубликовал письмо от имени сотрудников Брестского пивзавода, которое они сами назвали «мольбой о помощи». Вкратце содержание письма сводится к следующему: «Брестское пиво» провело дорогостоящую модернизацию и является заводом-«конфеткой». Однако из-за бездарного руководства и нынешних действий партнера по продажам — компании «Оазис груп» — положение завода стало катастрофичным. Работники подозревают торгового партнера в рейдерстве.
— Предприятие успешно работало более 30 лет, производя и продавая свою продукцию, — рассказывает обратившийся сотрудник. — Пережило две модернизации. Люди жили надеждой, что после модернизации повысят зарплаты, а завод заработает на полную мощность. Однако в середине 2012 года появились слухи о покупке «Брестского пива» компанией «Оазис груп». С этого момента все пошло на спад.
«Оазис груп» — белорусская «дочка» международной компании с российскими корнями Oasis Beverages, основными акционерами которой являются Евгений Кашпер и Александр Лифшиц. В начале 90-х они занимались дистрибуцией импортного пива в России. Самый громкий их проект там — «Пивоварни Ивана Таранова», в Беларуси — пивзавод «Сябар». И первый и второй проекты в свое время были проданы Heineken, однако интереса к рынку напитков бизнесмены от этого не утратили. Сегодня проекты Oasis Beverages запущены в России, Казахстане, Украине и Беларуси. Здесь «Оазис груп» принадлежит соковый завод «Старая крепость» (ТМ «Сочный») и небольшие объемы розлива на «Крынице» (пиво Oettinger).
К слову, в интервью в начале прошлого года Евгений Кашпер сказал следующее:
— В Беларуси в последнее время работать непросто. Наш бизнес там довольно успешный, но в прошлом году, когда произошла девальвация местной валюты в 3 раза, мы много потеряли. Чтобы всерьез развиваться на этом рынке, нужно иметь свое производство. Мы считаем, что бренды, которые мы создаем в России, обладают высоким потенциалом на всем русскоговорящем пространстве, например «Жигули барное» или «Хамовники».
Случайно или нет, но в начале 2013 года закрываются представительства «Брестского пива», а с июня, в пик сезона, все продажи напрямую сворачиваются и начинают вестись через посредника, говорит сотрудник завода:
— По-моему, каждый работник, кроме директора, видел, что условия продажи пива совершенно невыгодные. Пиво резко подорожало, места продаж терялись, продукт возвращался и шел на слив. Год правления Валерия Мацкевича [директора пивзавода в прошлом году. — Прим. Onliner.by] поставил предприятие на колени и разделил сотрудников на два лагеря: своих и чужих.
В конце прошлого года неожиданно для работников в кресло руководителя вернулся прежний директор — Олег Кисель. Вернулся после годичной работы… в «Оазис груп».
— Вернули директора неожиданно, — рассказывает сотрудник завода. — Рабочие были довольны, но только потому, что это меньшее из зол. Кисель — выходец с завода, прошел путь от мастера до директора, был относительно доступен. К Мацкевичу же было просто не попасть, если ты не человек из его окружения.
Однако то, что иллюзий на спасение завода уже ни у кого не было, стало понятно со слов сотрудника, когда мы позвонили ему для уточнения.
— Кисель сразу сказал, что с 20 млрд рублей долга [речь идет о размере выплат по кредитам с процентами. — Прим. Onliner.by] предприятию самостоятельно не выбраться. Но ведь никто и не вытягивал целый год! Мы думали, что наши новые партнеры нас научат работать по-новому, а пока складывается так, что это им самим надо учиться.
Сейчас мы разливаем только для «Оазис груп», которая, похоже, не очень старается. По сравнению с декабрем прошлого года они взяли на реализацию в два раза меньше пива. Складывается ощущение, что для них «чем хуже, тем лучше».
— Вы согласны с тем, что еще до появления третьих компаний статистика работы «Брестского пива» не была положительной в динамике?
— Да, производство сокращалось и до этого. Все-таки в стране слишком велика доля импортного пива. Однако за последний год сделано почти все, чтобы своими руками сделать еще хуже. Завод технически модернизирован и готов к работе. Осталось научиться продавать. Но если то, что демонстрирует «Оазис груп», сегодня называется поддержкой и развитием пивоваренной отрасли, то я себе этот процесс представлял несколько иначе.
Формально «Оазис» на нашей территории снимает склад и офисы, но сотрудники этой компании ходят здесь уже с видом абсолютных хозяев. Будучи арендаторами, дают нам план по розливу пива. Например, сегодня у нас готово 8 тысяч дал пива, а они дают план на 4 тысячи. Куда девать вторую половину, предстоит решать руководству.
Зарплату впервые за многие годы выдали по частям накануне Нового года. Об авансе сказали забыть. В феврале и марте мы будем работать по 4-дневной рабочей неделе, контракты с работниками не продлеваются.
— Вы допускаете, что приход инвестора поможет предприятию и наладит дело?
— Пока дела становятся все хуже и хуже. Это похоже на специальное доведение предприятия до банкротства с целью последующей покупки за копейки. Что «Оазис» может, нам неизвестно. Никто ничего не говорит и планами не делится, хотя среди работников огромное количество акционеров «Брестского пива». Одни слухи.
Belbeer.com напоминает, что в собственности государства находится около 90% уставного фонда предприятия. Их рыночную стоимость в 2013 году оценили в 130 миллиардов рублей. Потенциальным инвесторам предлагалось в течение двух с половиной лет вложить в развитие производства не менее 10 миллионов долларов, модернизировать оборудование, увеличить мощности, нарастить выпуск продукции. А также сохранить среднесписочную численность работников — более 600 человек. На протяжении 2013 года заявок на приобретение акций предприятия не находилось…